Почему мы не делаем DX системы?
На самом деле конечно делаем, вернее делали, но набрав опыта почти отказались от этой технологии. Какие у нее есть минусы , и почему они перевесили имеющиеся плюсы, давайте и поговорим:
Давайте сначала объясним, что это и как работает. Если мы говорим с вами про грунтовые тепловые насосы, забирающие геотермальное тепло из земли, то метод забора тепла из земли бывает “прямого испарениия”, он же DX, и бывает гликолевый, это так сказать нынешняя классика технологии.
Как всё исторически происходило 🙂
Когда то холодильщики сообразили, что холодильником можно нагревать помещение, если конденсатор поставить в помещение, а испарителем морозить какой нибудь огромный объём среды, к примеру океан, море, реку, ну или в крайнем случае грунт, огромный массив грунта, если уж водоема нет. Но в те времена конструкции теплообменников были только фреон-воздух, было много медной трубы, и они конечно сообразили, что надо просто закопать довольно большой и протяженный объем медной трубы в грунт, и получаем грунтовый теплообменник. В медной трубе циркулирует фреон(конечно правильно говорить хладагент, но фреон всем привычней), которые в грунте испаряется, забирая из него тепло. Вот мы и получили теплообменник прямого испарения DX 🙂 Одним словом новейших технологий никаких в DX нет, это как раз и есть первые тепловые насосы.
В дальнейшем технологии развивались, и появились паянные герметичные медно-никелевые теплообменники, которые позволили разделить среды, и сделать нынешнюю классику “гликолевый контур”. Он позволил свести объём фреона в небольшой объём непосредственного самого теплового насоса, как у вас в холодильнике, не выносить фреон в грунт и в десятки раз уменьшить потребное для работы количество фреона.
В такой конфигурации у вас фреон находится непосредственно в тепловом насосе, а в грунте циркулирует гликоль. С гликолевым контуром может справиться любой сантехник. Он может подключить один тепловой насос, подключить другой, увеличить контур, уменьшить, отключить какую либо ветвь, отбалансировать. Всё просто , понятно и ремонтопригодно. В конце концов потребитель может сам, своими силами взять и поменять тепловой насос на другой. Никакого спец инструмента, максимум полипропиленовый паяльник.
C DX контуром всё сложнее, в земляном контуре находится огромное количество фреона, все ветви соединены в один контур. Разгерметизация одной линии приведет к тому, что весь фреон улетит в воздух, весь до капельки. Заказчик не может своими силами произвести работы по замене теплового насоса, он привязан намертво к производителю, тут нужны специалисты, нужен пост пайки, нужны вакууматор, фреон, манометры. Нужна квалификация. А какая будет цена на фреон? Года три-четыре назад фреон выстрели в цене с 5-7тр до 45т.р., за баллончик, а вам надо не один…потом цена снизилась, но страх остался 🙂 пусть уж лучше нам надо будет 2кг фреона, а не 40кг, и пусть он будет ампулизирован в корпусе ТН, чем раскидан на сотни метров под землёй.
Конструктивно DX контур делать конечно проще, диаметр медной трубы небольшой, соотвественно уменьшаются диаметры бурения, сильно уменьшается трудоемкость, и по итогу конечно работы делаются быстрее. Денег зарабатывается больше, и легче.
В Росси и Казахстане многие компании лет 5-7 назад увидели в ДХ перспективы, но со временем отказались от этой технологии, именно из-за технологических проблем вылезающих в будущем.
Изначально ДХ делали из медной трубы, потом начали проводить экспериметны с шитым полиэтиленом и другим пластиком.
Дело в том, что медь в земле не живёт “вечно”. Когда мы говорим про гликолевый геоконтур мы смело можем сказать: нас всех переживёт, и дальше будет работать. С медью чуть похуже. Существуют в земле разного рода соли и минералы, существуют в земле и блуждающие токи от линий заземления, в результате зонд становится не вечным, совсем даже не вечным. Подвергается электрокорозии, и химическому разрушению. И в Красноярске есть нехорошие примеры этого явления.
Дальше многие компании начали пробовать использовать шитый полиэтилен. Тут возникает две проблемы, это герметичное соединение меди и пластика, и вторая проблема это кислородопроницаемость пластика. Это известная проблема даже в системах отопления, что уж говорить о фреоне. EVOH барьер, здесь тоже не сильно помогает. Так что фреон в большом количестве время от времени надо будет менять, и дозаправлять. И сам DX контур совсем не вечный.
Другая проблема контура DX, это то, что не возможно отсечь бракованную линию, запорные краны не ставятся на каждый зонд. Фреоновые краны довольно дороги и не очень герметичны. Вы не можете откинуть один зонд, перезаправиться (ага, 20-40кг фреона) и продолжить работу оставшимися. Если в -40 разгерметизируется хоть один зонд, всё приплыли, неси дрова.
Со сроками жизни трубы понятно, пластик наш вечный, а вот DX, скажем так, не всегда. Поговорим теперь о рабочих средах контура. В гликоевом контуре , как это не звучит странным, но циркулирует гликоль 🙂 в DX работает фреон. Очень часто продавцы DX систем лукавят, говоря, что гликоль надо каждые 5 лет менять. Это откровенная ложь. Люди манипулируют заблуждениями, что у вас в машине тосол надо менять каждые 5 лет. Меняют в машине потому, что от высоченных температур разлагаются присадки, ингибиторы и прочее, есть отложения ржавчины, и всё это приводит к замене. В геоконтуре гликоль работает при температуре около ноля градусов. Условно говоря гликоль работет бесконечно долго. Ржаветь нечему, разлагаться нечему. Замеряли мы гликоли в геоконтурах залитых 15 и больше лет назад, никаких изменений, ни в кислотности, ни в плотности.
Есть у ДХ контуров и ещё одна проблема, называется возврат масла. Смотрите, по холодильной машине всегда циркулирует компрессороное масло, работает оно в паре с фреоном. Ухолодильщиков известная проблема «возврат масла», масло может вверх не подниматься, потому и при монтаже кондиционеров, при большой перепаде используются так называемые маслоподъемные петли. Ставят их каждые три метра. А тут зонд 50м, и ни одной маслоподъёмной петли. Мало того , к примеру восемь зондов, масло начнёт залегать в одном, и его уже не поднять, фреон будет ходить по оставшимся. И зонд работать не будет и компрессор без масла оставим. Что же делать ? слава богу появились маслоотделители, они возвращают масло в компрессор и не дают ему уходить в контур. Но они не абсолютно сепарируют, и с годами часть масла всё равно может залегать в зондах.
Собственно, такая вот совокупность вопросов и останавливает нас от использования DX схем для обычного потребителя. Опасности и минусы для потребителя есть, а вот плюсов не много. DX собственно больше подходит для потребителя который готов пойти на этот осознанный риск